Сколько раз я встречался с купеной! Застываешь очарованно: вот одно из самых гармоничнейших растений биосферы.
Стебель у купены приподнимающийся: снизу по нему спускаются узкие колокольчики, а поверху — будто балансируя в своем восхождении — идут узкие струящиеся листья. Это как контрапункт: печаль никнущих колокольчиков и экстатический взлет листьев. Две темы, две партии. Смиренье — и порыв; минор — и мажор. Листь я и цветы купены — два образных ряда. Растение построено как диалог. В нем гармонически сопряжены две основные тональности бытия. Такова поэтика купены. Такова ее удивительная композиция.
Тайна красоты неизъяснима. Да, есть математически определимые прекрасные пропорции; есть золотое сечение. Но красота шире любых формул. Вот угол наклона стебля у купены — он очень существен в композиции. Измени его — и пропадет тайна. Но если этот угол я выражу в градусах, то пойму ли секрет всей грации купены? Нет, не пойму и отчасти.
А эти колокольчики? Не зря они такие странно оттянутые, удлиненные. Уже одна форма говорит: они вызванивают печаль. Смотрят всегда долу, льют свет на землю. И свет у них особый — лунный, зеленоватый чуть. Исчислимы ли необычные пропорции этих колокольчиков? Наверное, нет.
Я знаю: трепетный порыв в небо эти листья выразят лучше меня. И я доверяюсь им таким неуклонным в своем восхождении, в с воем струении ввысь. Они — как торжественное шествие, они — как зеленые факелы. Но к радости восхожденья примешивается грусть потерь. И потому колокольца купены звучат в моем сознании светлым реквиемом, будто это трава — посвящение, трава — память. Нет в ней безысходной тоски, но и нет легковерной надежды. Вся она — золотая мера: противоположные начала тонко сгармонированы в купене.
Ю. ЛИННИК,
доктор философских наук
Ж-л "Юный натуралист", №1, 1990г.
Купена в саду одного из моих друзей |
Комментариев нет:
Отправить комментарий